Смертью смерть поправ…

kostel 0

Костел Воздвижения Святого креста

История барановичского Крестовоздвиженского костела

Своим появлением на свет костел Воздвижения Креста Господня обязан основателям местечка Розвадова – будущих Барановичей – Эльжбете (Елизавете) и Яну (Ивану) Розвадовским. Его историю можно было бы назвать жизнеутверждающей, если бы не одно крайне печальное обстоятельство: строительство этого культового сооружения стало возможным лишь… благодаря кончине одного из супругов.

 

А дело было так. После окончательного раздела Речи Посполитой на территории, отошедшей к Российской империи, неоднократно вспыхивали национально-освободительные восстания. В роли одного из подстрекателей этих выступлений царская власть видела католическую церковь. Поэтому количество костелов на присоединенных Россией территориях было сведено к минимуму, а получить разрешение на возведение нового костела было и вовсе практически невозможно.
Тем не менее, планируя будущий город, истинный католик Ян Розвадовский наряду с площадкой под строительство православного собора предусмотрел и место для католического храма. Церковь, освещенная в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, проявилась в городе в 1908 году, а вот добиться разрешения на строительство костела, несмотря на старания бискупа Яна Цепляка, самого графа и его супруги, имеющей хорошие отношения с минским губернатором, никак не удавалось. И вот ведь ирония судьбы: графиня Розвадовская, крещеная в православии, решила по примеру мужа принять католическую веру. Перекрестилась и… умерла.

kostel 4

Часовня на месте захоронения Э. Розвадовской

Смерть графини и стала отправной точкой в строительстве костела. Граф похоронил жену как раз на месте запланированного католического храма и возвел над ее могилой небольшую часовню, службу в которой проводил ксёндз Антон Ганич, приезжавший из Новой Мыши. Часовня эта стала фактически первым в Барановичах римско-католическим костелом. В 1911 году был основан и местный приход.

Накануне Первой мировой войны идея строительства полноценного католического храма вновь овладела умами верующих. Но «споткнулась» она уже не столько о противодействие властей, сколько о несогласованность и противоречия в самой общине. Одна ее часть выступала за то, чтобы построить костел на месте каплицы, на участке, изначально определенном графом Розвадовсим именно для этой цели. Другая же настаивала на том, чтобы новый храм строить вблизи Полесского вокзала. Пока судили да рядили, началась война, и стало вовсе не до строительства.

Вновь вернулись к идее возведения полноценного костела лишь в 20-х годах прошлого века после вхождения Барановичей в состав Второй Речи Посполитой. Построили его довольно быстро: в августе 1923 года ксёндз Л. Жаландковский организовал строительный комитет, а уже в следующем году все работы были завершены, и 18 октября 1925 года епископ Зигмунд Лозинский освятил его в честь Воздвижения Креста Господня.

retro 3

Костел в первые годы после постройки

В этот раз не мудрствуя лукаво костел возвели на месте бывшей часовни-усыпальницы, которую передвинули на несколько метров в сторону. Пятнадцатиметровый храм построили из дерева, что, к слову, было совершенно не характерно для сооружений такого типа, поскольку в конце девятнадцатого - начале двадцатого века в городах подобных Барановичам католики возводили свои культовые сооружения исключительно из камня. В данном же случае руководствовались, по всей вероятности, соображениями экономии. В том числе и экономии времени, ведь кто знает, какие еще потрясения могли в любой момент низвергнуться на многострадальный провинциальный город. Впоследствии планировалось на месте деревянного соорудить уже каменный храм.

Тем не менее, деревянный костёл получился очень даже симпатичным. В нем более чем органично переплелись черты неоготики, необарокко и неоклассицизма. Сооружение представляло собой трехнефную базилику с пятигранной апсидой. Главный его фасад завершался треугольным фронтоном и башней-колокольней. Внутренний интерьер впоследствии украсили иконы, выполненные в 1934-35 гг. художником Турским в манере академической живописи.

brama 1

Брама в виде трехпролетной аркады с коваными воротами

В 1933 году место барановичского декана и настоятеля костела занял Ян Борисюк. Именно благодаря его усилиям перед входом на территорию костела появилась хорошо знакомая и привычная горожанам монументальная брама в виде трехпролетной аркады с коваными воротами. Впрочем, и обычные прихожане по мере сил и возможностей вносили свою лепту в убранство и оснащение храма. Так, житель города Михаил Баранцевич предал в дар костелу кованую люстру, а владелец поместья Ястрембель Зигмунд Котлубай – 20 деревянных скамеек.

Сегодня людей, не очень-то посвященных в особенности убранства католических храмов может несколько удивить расположенный над входом типичный масонский символ – недремлющее око – человеческий глаз в треугольнике в обрамлении солнечных лучей. Но поверьте, не это самое удивительное в Крестовоздвиженском соборе, а то, что он каким-то чудом умудрился уцелеть, пережив годы самой страшной войны в истории человечества, а также годы последовавшего за ней активного богоборчества. Тем более, что перестраивать костел из деревянного в каменный так и не стали. А вместо этого решили строить новый храм на углу улиц Мицкевича и Кохановского (в районе современной швейной фабрики имени С. Грицевца). Уже и фундамент было заложили, но снова в планы верующих вмешалась война…

baranavichy1914 1941.0104

Римско-католический костел на 5 000 парафиян в районе нынешнего автовокзала

В годы, когда Барановичи входили в состав Польши, появлялись в городе и другие католические приходы. Один из них на 5 000 парафиян находился в районе сегодняшнего автовокзала. Но это были не полноценные костелы, а лишь временно приспособленные для этих целей помещения. Полноценные же выстроенные по всем канонам католические храмы стали появляться в Барановичах лишь в конце 90-х годов XX века.

kostel sovr 2

Костел Воздвижения Святого креста в наши дни

***

Не многие горожане и гости Барановичей знают, что под Крестовоздвиженским костелом имеется кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник»), где по сей день покоятся люди, которых мы с полным основанием называем основателями Барановичей. Это супруги Розвадовские, Ян и Елизавета.