Сергей Грицевец: «Совесть сильнее смерти»

Grits 1

С.И. Грицевец.

Его имя носит Барановичская швейная фабрика и одна из средних школ города. В его честь названы улицы в Минске, Орше, в Барановичах. Бронзовый бюст героя установлен у входа в парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ. О его подвигах говорят экскурсоводы в музеях и учителя на уроках истории. И нет, наверное, в городе человека, который бы не слышал имя дважды Героя Советского Союза летчика Сергея Грицевца.


Но, похоже, безжалостное время, которое так бесцеремонно низвергло с пьедесталов наших вчерашних кумиров, покрыло грязно-зеленым налетом не только полутораметровый бюст героя, установленный на ул. Комсомольской, но и во многом нашу память. Летчик... Герой... Участник войны... Наш земляк... Вот, пожалуй, и все, что мы можем сказать об этом человеке. А ведь нынешний год [1999 г.] для С.А. Грицевца – дважды, трижды, четырежды юбилейный...
Так каким же все-таки человеком был летчик Грицевец, какой подвиг стал в его короткой жизни самым главным? Об этом наш небольшой рассказ.

 

***

Он родился в деревне Боровцы Новомышского (ныне Барановичского) района 19 июня 1909 г. Родился в крестьянской семье, в которой кроме него было пятеро детей, отец - Иван Антонович, мать Анна Фоминична, дед Антон да тетка Антонина.

Grits 3

Барановичская швейная фабрика имени С. И. Грицевца.

Когда Сергею шел шестой год, семья под грохот канонады I мировой войны эвакуировалась на станцию Шумиха Омской железной дороги. Там Сергей Грицевец пошел в школу. После ее окончания стал рабочим службы пути. Затем отправился в город Златоуст и поступил учеником слесаря на местный механический завод. Там же вступил в ряды ВЛКСМ. Природный энтузиазм и неплохие организаторские способности помогли ему стать секретарем заводской комсомольской ячейки. Успел даже поработать инструктором горкома комсомола. Но тут его жизнь резко переменилась. В 1931 году по комсомольской путевке он отправился учиться в Оренбургскую летную школу, которую закончил в 1932 году. Так простой крестьянский паренек из обычной белорусской деревни, отведав сначала пролетарского, а затем и комсомольско-функционерского хлебушка, стал наконец военным летчиком.

В небе Испании

В 1936 году в республиканской Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж под предводительством генерала Франко. Генерала поддержали Германия и Италия. Началась гражданская война. С. Грицевец, закончивший к тому времени Одесскую школу воздушного боя, как и многие профессиональные военные, отправляется добровольцем в Испанию, чтобы по¬мочь республиканцам в борьбе с фашистской диктатурой. Именно в небе Испании совершил он свой первый подвиг.

Grits 7

Почтовая марка, выпущенная к 60-летию со дня рождения С.И. Грицевца в 1969 году.

Хотя в 30-е годы в СССР было модно демонстрировать трудовые рекорды, о боевых рекордах слыхали немногие. Скорее всего потому, что участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании не особенно афишировалось, поэтому мало кто знал, что С. Грицевец был первым в 30-ых годах, кто сбил в одном воздушном бою 7 вражеских самолетов. А в течение всей своей испанской одиссеи – 30. За это Указом Президиума Верховного Совета от 22 февраля 1929 года майору Грицевцу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Середина 30-ых не отличалась особым спокойствием. Это был как бы подготовительный этап перед второй мировой. Достаточно вспомнить войну в Испании (1936-1939), в Китае (1937- 1945), события на озере Хасан (1938), советско-финляндский военный кон¬фликт (1939-1940) и не возникает никаких сомнений: основные военные события ждать себя долго не заставят. До начала большой бойни оставался единственный рубеж – Халхин-Гол.

На земле Монголии

Японские войска, захватив северо-восточную часть Китая и сформировав там марионеточное государство Маньчжоу-го, вторглись с ее тер¬ритории в пределы МНР. Поскольку между правительством СССР и Монголией был заключен договор о взаимо¬помощи, Советский Союз бросил свои военные силы для отражения агрессии.

Grits 4

Самолеты «Чайка» (И-153). На одном из таких самолетов С. Грицевец вывез с поля боя своего командира.

В числе военных летчиков, прини¬мавших участие в операции, был и С.И. Грицевец. Именно там он и совершил свой второй подвиг. Но не в небе, а ... на земле. В одном из воздушных боев он вдруг увидел, что рядом нет командира полка Владислава Забалуева. «Неужели сбит?» – мелькнула тревожная мысль. Так оно и оказалось. Но отважный летчик успел выброситься с парашютом и уже приземлялся... на вражескую территорию. Не раздумывая ни секунды, «Чайка» (И-153) Грицевца «нырнула» к земле. К еще не успевшему остановиться самолету подбежал запыхавшийся командир. Ни слова не говоря, Грицевец помог ему забраться в одноместную кабину (!) своего самолета. Устраиваясь поудобней, В. Забалуев нечаянно задел какой-то рычаг. Мотор кашлянул и чуть не заглох. Грицевец мгновенно оценил обстановку, «нажал на газ», и машина начала разгон по кочковатому полю. «Ну взлетай же, взлетай!» Вот самолет подбросило еще раз, и он взмыл в воздух.

Grits 2

Сегрей Грицевец и спасенный им в Монголии командир 70-го Истребительного авиаполка майор Владислав Забалуев.

Опешившие, не ожидав¬шие такой дерзости, японские солдаты только проводили взглядом удаляющуюся стальную птицу. За этот подвиг С.И. Грицевец был награжден второй Звездой Героя (29 августа 1939 г.) и стал первым в Советском Союзе человеком, дважды удостоенным столь высокой награды правительства.

Друзья удивлялись: «И как ты не побоялся? Ведь на кочковатом поле могла случиться любая поломка. Могло сломаться шасси, заглохнуть мотор, наконец, одноместный самолет мог бы попросту не взлететь». «Совесть сильнее смерти», - задумчиво ответил отважный летчик.

А всего в небе Монголии он сбил 12 самолетов противника (итого 42). Грицевец стал самым выдающимся асом 30-ых годов в мире (на втором месте испанский летчик Джоаки Гарсио Морато с 40 сбитыми самолетами).

Grits 6

Памятник на могиле С. Грицевца в городском поселке Болбасово, в гарнизоне рядом с аэродромом.

Как же погиб величайший летчик своего времени? Почему не дожил он до Великой Отечественной войны, где своим мастерством и отвагой не только снискал бы мировую славу, но и, уверен, внес бы весомый вклад в освобождение своей Родины от немецко-фашистских захватчиков?

 

Последний бросок

Советский Союз, воспользовавшись нападением Германии на Польшу, готовился к началу «освободительного похода» по западным областям Беларуси и Украины. Летчик Грицевец, естественно, не мог знать о коварном пакте Молотова - Риббентропа и радовался вполне искренне: «В Боровцы, в Барановичи принесем Советскую власть!» Полк, в котором он служил, перебазировался под Оршу. Первым свою машину посадил майор Грицевец. Но в это время другой летчик Петр Хара, пытаясь приземлиться, в условиях плохой видимости направил свой самолет на ту же самую взлетную полосу...

Так трагически оборвалась жизнь нашего земляка майора С.И. Грицевца. Ему было всего 30, но в своей жизни он успел многое: стать настоящим военным летчиком, прославить свое имя в боях в Испании и на Халхин-Голе, жениться, стать отцом... Не успел лишь принять участие в «освобождении» Родины от польской оккупации.
Так уж сложилась судьба...

Grits 5

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца в Барановичах, рядом со входом в центральный городской парк. Установлен в 1949 году. Скульптор – народный художник БССР Заур Азгур. 

 Олег ПОНОМАРЕВ («ИП» №11 (221) 18.03.1999.)
В статье использованы материалы, предоставленные сотрудниками Барановичского краеведческого музея.