Георгий Яроцкий из Барановичей – герой НЕ нашего времени
Он не стал Почетным гражданином города Барановичи, его именем не названа ни одна из улиц, ему не посвящены громкие газетные публикации и экспозиции Барановичского краеведческого музея. Его фамилию знают в лучшем случае родственники и несколько особо продвинутых краеведов. А между тем тот вклад в развитие города, который в свое время внес Георгий Филиппович Яроцкий невозможно переоценить.
И это несмотря на то, что он с саблею наголо не ходил в лихие кавалерийские атаки, не брал «языков» во вражеском тылу, и в составе экипажа ДБ-3 не сбрасывал авиабомбы на Берлин в 1941-м. Он просто спокойно жил и работал в городе, который до сих пор так и не воздал ему заслуженных почестей…
Так кто же такой этот загадочный Г.Ф. Яроцкий, Кем он был и какой след оставил на барановичской земле?
Крестьянский сын
Поскольку информации сохранилось не так уж много, мы попытались восстановить его жизненный путь с помощью самых разных источников, подчас имеющих к нашему герою лишь опосредованное отношение. Большую помощь в сборе материала оказал его родной внук – Вадим Дмитриевич.
Итак, родился Жора Яроцкий в местечке Семежево в апреле 1879 года. Сегодня это небольшой (около 1 тыс. жителей) агрогородок в Копыльском районе Минской области. Он был двенадцатым ребенком в многодетной крестянской семье белорусов Филиппа Павловича и Софьи Андреевны. Отец работал у помещика Иосифа Войниловича, мать занималась детьми.
Агрогородок Семежево сегодня
Учился Георгий сначала в приходской школе в селе Макраны, затем в школе местечка Клецк. В 1894 году поступил учеником в механическую мастерскую, что во многом и определило его дальнейшую судьбу. В 1897 году попал в качестве механика на службу к графу Яну Розвадовскому в имение Ваньковичи. Затем граф перевел его на работу в другое свое имение –Барановичи.
С 1904 года Яроцкий начинает трудиться слесарем в депо станции Барановичи Брест-Литовской ЖД. Проработал там до 1909 года, а затем в 1913 г. попал в Несвижскую городскую управу, после – в Минский губернский комитет всероссийского земского союза. В Первую мировую войну служил в русской императорской армии, в 1918 году был призван в Красную армию и вскоре был назначен заведующим военного чугунолитейного завода в Барановичах. С 1920 по 1923 годы был заведующим барановичской электростанции и в эти же годы начал развивать собственный бизнес.
“Старинные часы еще идут…” И, наверное, вспоминают своего первого хозяина
Еще во время работы на ЖД он, как работник отрасли, получил участок земли на ул. Кавказской, поскольку там как раз нарезали полосы всем, кто был каким то образом связан с железной магистралью. Кстати, на той же улице получил свой надел и машинист паровоза Никита Кириллович Холостяков – отец будущего флотовотца, Героя советского союза Георгия Никитича Холостякова, чье имя сегодня носит бывшая Кавказская.
Там на своем участке в начале двадцатых годов прошлого века Георгий Яроцкий организовал собственное производство. Предприятие влючало в себя кузницу, слесарную мастерскую, машинный цех, мельницу и сечкарню.
Пролетарий умственного труда
Уже к 1925 году Георгий Яроцкий – член Городского совета. Мы знаем также, что он являлся проектировщиком появившегося в Барановичах в эти годы памятника Неизвестному Солдату. На опубликованной газетной фотографии мы видим его в компании тогдашнего мэра Барановичей г-на В. Тераевича, народного судьи г-на И. Кацева, секретаря г-на Д’Альпи в день торжественного открытия монумента.
Г. Яроцкий - второй справа
Следующая ипостась Георгия Яроцкого также открывается нам через фотографию. Она была размещена в брошюре о возведении в Барановичах приходского храма, выпущенной комитетом по строительству в 1929 г. в Вильно. На фото – весь состав церковно-строительного комитета. На переднем плане снова Георгий Филиппович. На этот раз в компании не менее именитых господ: А.В. Назаревского, сенатора Польского сейма, председателя церковно-строительного комитета; А.И Гусева, председателя ревизионной комиссии; протоиерея о. Павла Мацкевича; инженера-архитектора Т. Жолондковского и других не менее важных персон.
Члены церковно-строительного комитета. Г. Яроцкий в первом ряду, второй справа
Кстати, из той же брошюры мы узнаем, что церковным старостой Г. Яроцкий был еще при сгоревшем в 1921 году деревянном приходском храме им. Смоленской иконы Божьей Матери. А из рассказа его невестки Галины Александровны, что именно он, как церковный староста и активный член комитета, ездил в Варшаву за теми самыми знаменитыми мозаичными фрагментами, которые по сей день служат главным украшением барановичского храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Приходской храм им. Смоленской иконы Божьей Матери. 1915-1917 гг.
Примечательный, хоть и не очень-то относящийся к нашему повествованию исторический факт: первым старостой того самого сгоревшего храма был выпускник Харьковского технологического института, инженер Демосфен Федорович Кириакиди – двоюродный прадед того самого Андрея Макаревича, основателя, лидера и единственного бессменного участника рок-группы «Машина времени». А последним – наш герой, Георгий Яроцкий.
К слову, и на этом поприще он также умудрился снискать почет и уважение: в 1926 году был награжден грамотой Священного синода святой автокефальной православной церкви в Польше, а в 1931-м, в год освящения собора Покрова Богородицы, наделен правом ношения ктиторского кафтана с галунами.
Грамота Священного синода святой автокефальной православной церкви в Польше
Взлет и падение
В 30-е годы ХХ века карьера нашего героя развивается не менее стремительно! Помимо статуса известного барановичского бизнесмена, члена городского совета, церковного старосты Георгий Яроцкий обретает еще одну ипостась – становится руководителем городской пожарной команды. В телефонном справочнике тех лет после его фамилии стоит красноречивая пометка – «naczelnik straży ogniowej».
Полон сил и творческих планов. Портрет середины 30-х гг.
Как рассказывали старожилы улицы Kopernika (совр. Холостякова), каждый год 23 апреля во дворе дома Яроцких целый день играл духовой оркестр пожарной дружины. Так подчиненные и коллеги Георгия Филипповича выражали ему свою признательность и глубокое уважение в день его рождения.
Все это продолжалось до хорошо известного сентября 1939 года, когда в Барановичи пришла советская власть. Наш герой сделал из случившегося политически грамотные выводы и по его собственному признанию: «…по добровольному желанию передал мастерскую Советским властям и был назначен заведующим этой же мастерской» (из атобиографии).
Из слесарной мастерской в автоагрегатный завод
Этот широкий и якобы добровольный жест уберег Яроцкого от неминуемых репрессий и сохранил возможность зарабатывать на жизнь в качестве заведующего механика своей бывшей мастерской. Сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году уже 10 июля на базе бывшей фирмы Ярцкого Барановичским областным земельным отделом была организована машино-тракторная мастерская по ремонту тракторных и автомобильных моторов и другой отечественной и трофейной автотранспортной и сельскохозяйственной техники.
Через месяц на основании Постановления СНХ БССР №197 от 28 апреля 1944 года начальник Барановичского областного земельного отдела Наркомзема БССР издает указ об организации Барановичского мотороремонтного завода (приказ №21 ОТ 9.08.1944 г.) Его начали строить на базе полуразрушенной то ли мебельной, то ли спичечной фабрики по ул. Виленской (совр. Гагарина). А на месте машино-тракторной мастерской была организована механическая мастерская будущего завода, где Г. Яроцкий какое-то время проработал техноруком.
Из архивных записей мы узнаем, что «в 1945 году был сдан в эксплуатацию первый произодственный корпус завода. В 1950 году вступил в строй литейный цех, в 1953-1954 гг. – цех шасси, в 1959-1965 гг. были построены и начали действовать два механических корпуса и новая насосная станция…»
Здание той самой мастерской, с которой все начиналось, стоит на ул. Холостякова и поныне
В общем и в целом, следует признать, что современное высокотехнологичное предприятие, специализирующееся на выпуске автомобильных компонентов для грузовой и автобусной техники под названием Открытое акционерное общество «Барановичский автоагрегатный завод», выпускающее более тысячи наименований изделий, разместившееся на территории 12,6 га и входящее в состав холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» – наследник реквизированной большевиками слесарной мастерской нашего героя. Мастерской, начавшейся с покупки Г.Ф Яроцким в 1918 году «слесарно-механiческого заведения подъ фирмою «Моторъ» (о чем, к слову, у внука Г. Яроцкого сохранились заверенные нотариусом документы). Согласно акту купли-продажи, им было приобретено: «два токарныхъ станка длиною одинъ метръ каждый съ принадлежностями и слесарно-кузничные инструменты согласно описи подписанной нами продавцами, цѣною за ВОСЕМЬ ТЫСЯЧЪ рублей, которые мы продавцы отъ покупщика сполна получили и въ том его квитуемъ».
На обратной стороне документа имеется личная сургучная печать нотариуса Малиновского г. Минск, 1918 год
Ирония ситуации заключалась еще и в том, что дочка Г. Яроцкого Евгения Георгиевна, помогавшая до войны вести бухгалтерию отца, осталась работать бухгалтером в уже национализированной мастерской. Словно ее тоже «национализировали» вместе с помещением, двумя токарными и одним сверлильным станком, тисками, горном и наковальней... Таким образом, и она тоже стояла у истоков зарождения автоагрегатного завода, проработав там до самого выхода на пенсию в 1964 году.
В своих воспоминаниях Евгения Георгиевна отмечала: «На протяжении всей своей трудовой деятельности я работала со всей отдачей сил и задора, участвовала в общественных делах завода, являлась на протяжении всех лет членом местного комитета, регулярно избиралась казначеем завкома. Со стороны сослуживцев и рабочих заслужила уважение: уходя на пенсию, была отмечена ценным подарком и почестями коллектива завода».
Впрочем, что еще могла написать несостоявшаяся наследница в 1975 году в пору окончательного построения развитого социализма…
Из огня да в полымя
А что же наш герой, куда его забросила переменчивая фортуна? Увы, за многие тысячи километров от ставших уже родными Барановичей. 7 августа 1944 г. он был арестован и через год осужден особой комиссией при НКВД СССР на 5 лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием наказания в Красноярском крае и 5 лет высылки. Ему инкриминировалась статья: 8-38, 65, 72б УК БССР – пособничество немецким оккупантам и антисоветская агитация. Впрочем, в лагере он не пробыл и года. Ибо свершилось настоящее чудо: компетентные органы все же разобрались, что Г.Ф. Яроцкий, оказывается, не был ни фашистским пособником, ни антисоветчиком, и 27 мая 1946 г. он был освобожден из заключения, после чего вернулся в Барановичи.
С супругой Зинаидой Павловной и сыном Дмитрием
Согласно семейной легенде, освобождению главы семьи в немалой степени поспособствовало письмо, которое его супруга Зинаида Павловна написала самому товарищу Сталину. Поверить в это непросто, но факт остается фактом – Георгий Яроцкий оказался на свободе. Правда, окончательная и бесповоротная реабилитация состоялась лишь спустя почти тридцать лет после его смерти – 30 декабря 1993 г.
И еще один любопытный штришок. Семейство Яроцких издавна дружило с семьей отца вице-адмирала флота, Героя советского союза Георгия Никитича Холостякова. Когда умерла вторая жена Никиты Кирилловича, старший Яроцкий взял на себя хлопоты по организации ее похорон. А когда в середине восьмидесятых на встречу с пионерами и комсомольцами СШ №9 приезжал младший брат прославленного флотоводца, то останавливался в доме Зинаиды Павловны – вдовы Г.Ф.Яроцкого.
Административный корпус Автоагрегатного завода
Вместо послесловия
Сегодня на Барановичском автоагрегатном заводе идет работа по созданию музея предприятия. Однако, среди собранных экспонатов нет ничего, что напоминало бы об основателе той самой механической мастерской, с которой, собственно, и начинался завод. А ведь было бы, наверное, справедливым посвятить этому обстоятельству отдельную экспозицию. Это как минимум. А как максимум, всерьез задуматься и о присвоении «Агрегатам» имени Георгия Филипповича Яроцкого. Впрочем, это решать не нам, а, скорее, трудовому коллективу предприятия.