По рельсам истории

Музей Барановичского отделения Белорусской железной дороги
Барановичи – город во всех смыслах железнодорожный. Он родился благодаря железной дороге, вырос благодаря ей и состоялся не без ее участия. Поэтому неудивительно, что именно здесь 14 декабря 1984 года по инициативе тогдашнего руководителя Барановичского отделения БелЖД В.Г. Рахманько был открыт первый в Беларуси музей железной дороги. А спустя 15 лет – 30 июля 1999 года – в небольшом сквере, примыкающем к железнодорожной магистрали Барановичи-Лида, состоялось открытие экспозиции железнодорожной техники.
Как все начиналось
Как известно Барановичи железнодорожные ведут свое начало с ноября 1871 года, когда была введена в эксплуатацию линия Москва — Смоленск — Брест Московско-Брестской (с 1912 года — Александровской) железной дороги. Именно в те дни на карте российской империи и появилась крохотная ж/д станция третьего класса под названием Барановичи. Спустя десятилетие в 1884 году через будущий город прошла еще одна стратегическая магистраль Вильно-Ровенская. Она соединила нынешнюю Украину с Прибалтикой. На этом направлении выросла станция Барановичи-2, ставшая впоследствии станцией Барановичи – Полесские. А сама ветка вошла в состав сети Полесские железные дороги. Наконец, в ноябре 1885 года открылось движение на линии Барановичи – Белосток. К слову, одноименное шоссе, соединившее наш город с Белостоком, было построено лишь спустя семь лет.

Не удивительно, что Барановичи в начале ХХ века были самым крупным железнодорожным узлом на территории современной Беларуси.
Да, и не стоит забывать, что именно в наших краях состоялось формирование и размещение первого в мире крупного подразделения железнодорожных войск – Российской железнодорожной бригады. Обосновалась она в нынешнем Авиагородке в 80-х годах позапрошлого века и дислоцировалась здесь вплоть до начала Первой мировой войны. В некоторых источниках она так и именовалась – Барановичская.

Военнослужащие железнодорожной бригады
Таким образом, связь Барановичей с железной дорогой является не только исторической, но и жизненной. А теперь настало время заглянуть непосредственно в сам музей. 
Экспонаты под открытым небом

Об экспозиции истории Барановичского отделения БелЖД
Не так давно она перебралась из старинного здания на привокзальной площади, в помещение самого вокзала станции Барановичи – Полесские. Там сегодня можно увидеть исторические документы, фотографии, натурные и объемные экспонаты, макеты железнодорожной техники, служебную форму железнодорожников. Через познание этих исторических предметов проще понять особенность становления и всего железнодорожного транспорта в нашей стране, и роль профессии железнодорожника.
Любителям железнодорожной техники
Но наибольший интерес у посетителей все же вызывает экспозиция железнодорожной техники. Сегодня музей располагает коллекцией паровозов отечественной и зарубежной постройки, тепловозами различных моделей. Широко представлена путевая техника, различные модификации вагонов, техника железнодорожных войск
Почти все экспонаты выполнены в масштабе один к одному... Вообще-то это шутка, поскольку все экспонаты попросту настоящие и на некоторые из них можно не просто поглазеть, но и забраться внутрь, подергать рычаги, заглянуть в топку. Там же можно прокатиться на действующей дрезине и давануть на гашетку самой что ни на есть настоящей зенитно-пулеметной установки (3ПУ-4)!

По экспонатам можно лазить!
И только один экспонат был изготовлен специально к открытию музея. Это макет паровоза серии «В». Именно такой паровоз 28 ноября 1871 года впервые проехал через Барановичи. С тех пор эта дата считается днем рождения города, а стилизованный локомотив сегодня украшает его герб.
Символы скорости и неукротимой мощи
Старейший экспонат коллекции музея – паровоз серии Эм Е733-87 производства Луганского паровозостроительного завода. Его история началась в 1934 году. И хотя он давно уже «на приколе», его внешний вид по-прежнему завораживает, вызывает ассоциации связанные с мощью, скоростью и дальними странами.
В музее сохраняется коллекция паровозов отечественной и зарубежной постройка серий Эу, Эм, Эр, Л, ТЭ, 9Пм, тепловозов ТЭ3, М62, ТЭП60, ТГК2 , ТГМ1, ЧМЭ3, моторного вагона ДР-1. Широко представлена путевая демонтажная техника, грузовые дрезины ДГК, АГМ, шпалоподбивочная машина ШПМ-02. Имеются действующий семафор и водозаборная гидравлическая колонка для заправки паровозов водой. Широко представлены образцы пассажирских и грузовых вагонов разных поколений. 
Из них же можно и пострелять...

Пассажирские вагоны старого образца являются одновременно и экспозиционными залами. Интерес вызывают устройства сигнализации, радио- и телефонной связи, электро- и водоснабжения.
В 2002 году экспозиция пополнилась и образцами военной техники: путеукладчиком ПБ-3М, выправочно-подбивочной машиной ВПМ 600, машиной для сооружения мостов на сваях и др. Все посетители музея могут ознакомиться и с действующим макетом Барановичского железнодорожного узла, размещенном в одном из вагонов современного типа.
На территории музея
К слову, совсем недавно на территории музея проходили съемки художественно-документального фильма «Ставка» рассказывающего об одной знаменательной странице Первой мировой войны связанной с Барановичами.
Географические координаты:
Экспозиция 53.129187, 26.042985
Отдел техники N 53° 07' 59,37" E 26° 02' 22,52"
Фото: Владимира ЗУЕВА, Олега ПОНОМАРЕВА