А колокол молчит…
Этот мемориальный комплекс находится в излюбленном месте отдыха горожан - в урочище Гай. Две серые бетонные опоры высотой 13 и 14 метров, стилизованные под ограждение концентрационных лагерей, склонились друг к другу, образовав как бы надломленную арку - символ надломленной человеческой судьбы. Огромный медный колокол, подвешенный на тросе, напоминающем колючую проволоку, венчает композицию. На высоте человеческого роста - рельефная плита из кованой меди. На ней - человеческие руки, тянущиеся в небо, словно хотят они в последнем неимоверном усилии дотянуться до колокола и ударить в набат, чтобы звук этот услышал весь мир. Услышал и содрогнулся.
«В конце июля 1942 г. на ст. Барановичи в специальных вагонах были привезены чехословацкие под¬данные из разных городов Чехословакии, преимущественно интеллигенция (врачи, инженеры, учителя и др.) в количестве 3 тыс. человек. По прибытии эшелона на станцию привезенным было предложено оставить все свои вещи, сесть в машины и поехать на обед. Под предлогом обеда их вывозили за город на расстояние 2 км в урочище Гай и там расстреливали. Часть была умерщвлена во время перевозки в "душегубках". Все вещи были перевезены в СД, а затем длительное время вывозились немцами в свои семьи в Германию».
(Из акта Барановичской городской комиссии о массовом истреблении советских граждан на территории г. Барановичи и его окрестностей.)
Вид на мемориал с севера
От колонн вглубь леса пролегли две мощенные плитами дороги. Они упираются в невысокую, выложенную из бутового камня стену-эшафот. В эту стену вмуровано ровно 3 тысячи камней - столько же, сколько безвинно замученных и расстрелянных людей обрело здесь вечный покой. Камни разные: большие, средние, встречаются и очень маленькие...
«В двух километрах от Барановичей обнаружены две ямы-могилы: первая - 45 м на 3,25 м и вторая - 15 на 4 м. При частичном вскрытии ям-могил в нескольких местах на глубине 0,6-3 м найдены останки трупов в огромном количестве».
(Из акта Барановичской городской комиссии о массовом истреблении советских граждан на территории г.Барановичи и его окрестностей.)
На переднем плане - символический «порог жизни и смерти» - бетонный брус, положенный поперек полевой дороги
К сожалению, и сегодня остается много вопросов и догадок, связанных с трагедией 75-летней давности, произошедшей в урочище Гай. Каково, например, количество погибших? Ведь вскрытие могил было произведено частично, и цифра 3 тысячи может быть в лучшем случае только приблизительной. Кто эти люди? В одних источниках упоминаются граждане Чехословакии (в частности на это указывает надгробная плита в урочище Гай), в других, и их большинство, утверждается, что под Барановичами немцы уничтожили чешских и словацких евреев, в-третьих, на это указывают стенды Барановичского краеведческого музея, упоминаются и австрийские граждане. Кстати, есть в музее списки имен и фамилий 1 тысячи человек, которые, по всей вероятности, покоятся у подножия памятника. Списки эти были предоставлены несколько лет назад израильским обществом «Терезин» (по названию одноименного городка в Чехии) и представляют собой один из немногих сохранившихся документов той страшной поры.
Наконец, почему часть транспорта с чехословацкими гражданами, следо¬вавшего в сторону Минска, была остановлена в г. Барановичи? Да и зачем вообще понадобилось везти людей почти за 1000 км, чтобы потом их все равно уничтожить? Задать эти вопросы некому, так как свидетелей той июньской бойни не осталось.
Можно лишь с большой долей вероятности предположить, что прибыли они из уже упомянутого выше чешского Терезина, где в годы Второй мировой войны находился Терезиенштадт – уникальное еврейское гетто, которое нацисты попытались сделать своеобразной потемкинской деревней, призванной пустить пыль в глаза немецкой и мировой общественности. Там был собран цвет еврейской интеллигенции Западной и Центральной Европы и были созданы определенные условия содержания, которые выглядели вполне себе гуманными. Нацисты охотно водили туда «на экскурсии» делегатов различных международных организаций и даже сняли о гетто пропагандистский фильм.
Кладбище в Терезине перд бывшим гетто
На самом же деле, это была все та же фабрика смерти, осуществляющая свою мрачную деятельность под внешне благородной вывеской. Фактически Терезиенштадт служил перевалочной базой перед отправкой заключенных в лагеря смерти, разбросанные по всей Восточной Европе. С января 1942 года на восток было отправлен 261 эшелон с 88 тысячами узников. Из ни выжили всего 3 800 человек. То есть, чуть более четырех процентов…
Стена-эшафот из бутового камня
Поле кровавой расправы жители прилегающих деревень, встревоженные несмолкающими пулеметными очередями, приходили посмотреть, что же произошло. Они и рассказали потом комиссии о том, что земля, которой фашисты засыпали могилы своих жертв, была буквально пропитана кровью и как бы «дышала», ведь многие погребенные были только ранены и погибли позже - от удушья. Комиссия, занимавшаяся проведением экспертизы, подтвердила, что характер ран действительно указывал на то, что смерть наступила лишь спустя некоторое время.
В конце 1960-х годов городские власти задумали увековечить место массовой гибели людей специальным мемориальным знаком. Однако в процессе работы все пришли к пониманию того, что масштаб события несоизмерим с первоначальной задумкой. В результате было решено на месте гибели чехословацких граждан возвести целый мемориальный комплекс. За реализацию идеи взялись скульптор М. Альтшулер, архитекторы М. Миловидов, А. Мараенич и А.Макаров. Строили комплекс два года и 24 июня 1972 года, через 30 лет после трагедии, состоялось его торжественное открытие.
Основной акцент, как уже было сказано, авторы сделали на бетонных опорах с колоколом. Именно там располагались пулеметчики, расстреливавшие чехословацких граждан. Слева в метрах сорока от монумента – массивная бетонная плита – «порог жизни и смерти». Она рассечена посередине и символизирует рассеченные человеческие судьбы. Справа три камня валуна разных размеров. Они тоже несут определенную смысловую нагрузку, символизируя три поколения убиенных – стариков, взрослых и детей.
Когда-то звуки колокола (утверждают, кстати, что в его конструкции использован настоящий церковный колокол из сгоревшей в начале 80-х годов Колпеницкой приходской церкви, построенной еще в 18 веке) скорбно разносились над Гаем даже в безветренную погоду. Причина этого - оригинальное конструктивное решение, предусматривающее размещение одного колокола внутри другого и позволяющее даже самым незначительным колебаниям воздушных масс извлекать эти печальные и торжественные звуки.
Церковь в деревне Колпеница в начале XIX в.
Сегодня колокол молчит. Видно, после полувека века исправной работы механизм все-таки поизносился. На ремонт, как всегда, не хватает денег, времени, желания...
А что может быть печальней немого колокола?..
Oлег ПОНОМАРЕВ