Дворец Радзивиллов в Полонечке

Дворец Радзивиллов. Рисунок Н. Орды (1876 г.). Вид со стороны подъезда.

English English

Дворец в деревне Полонечка - памятник архитектуры эпохи классицизма. Представляет собой двухэтажный дворец с примкнувшим к нему по бокам одноэтажными флигелями. Сохранилась наружная архитектура здания.

Треугольный фронтон, отмечавший центр композиции потерян, но сохранились наличники окон с сандриками и кронштейнами и шесть столбов с гермами - скульптурными головами, поддерживающими антаблемент.

Полонечка, как имение древнего белорусского рода Дусецких-Рудоминов, появилась на карте в XVI веке. Позже в конце XVII века была построена резиденция магнатов.

Фото дворца периода 20-30-х годов XX века

В 1773 году Полонечку сделал своей резиденцией Матей Радзивилл (1749-1800) – каштелян виленский, общественный деятель, композитор, поэт и драматург. Для Несвижского театра он написал ряд музыкальных и драматических произведений, в том числе либретто к первой белорусской опере «Агатка, или Приезд пана» (1784).

В 1777 году по дороге из Москвы в Париж в Полонечке останавливался русский сатирик Денис Фонвизин вместе с супругой.

После смерти Матея Радзивилла в 1800 году его владения унаследовали его дети – Константин и Антонина.

Общий вид Дворца в деревне Полонечка

Kонстантин Радзивилл (1793-1869) начинает строительство дворцово-паркового ансамбля, который во многом напоминал виллу Тривуазино на озере Комо (Италия). Так, из памятника эпохи позднего классицизма, в белорусской провинции появился яркий образец стиля ампир.

Дворцово-парковый комплекс состоял из часовни-усыпальницы, оранжереи, парка с живописной системой водоемов, двухэтажный дворец с флигелями, мельницу, въездную браму. Фасад был украшен четрырехгранными колоннами, которые завершали скульптурные изображения древнегреческого философа и героя на уровне второго этажа. Их использование делает здание уникальным в своем роде. С флигелями дворец был соединен крытыми галереями с высокими окнами. Зеркальное покрытие стен залов создавали впечатление бесконечности пространства.

Все шесть столбов с гермами, скульптурными головами, более или менее сохранились

Дворец окружал пейзажный парк, террасами спускавшийся к реке.

Князь Константин Радзивилл много сделал для развития культуры и образования края. Даже сейчас представляют интерес его «Статистический очерк Новогрудского уезда» и «Этнографические сведения о жителях Новогрудского уезда». В них собран уникальный материал по этнографии белорусов, описана одежда, обряды, составлен небольшой словарь «местных слов». Константин Радзивилл был строителем первой в этих местах турбинной мельницы на реке Змейка.

Внутренний интерьер дворца в мае 2014 года

После смерти Константина в 1869 году Полонечка перешла его сыну Матею, но он предпочел жить в своем польском имении Загже под Варшавой, куда перевез все ценности из Полонечки.

В конце XIX века в отремонтированный дворец въехал Альберт Станислав Радзивилл, который прожил тут до Первой мировой войны. По его приказу с тыльной стороны левого павильона был пристроен Зимний сад в неоготическом стиле, парадную лестницу, которая придала комплексу величественный вид, немного изменил внутренний интерьер. В 1919 году Альберт уехал в Америку, а свой дворец отдал племяннику Владиславу, который владел им до 1939 года.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Во времена же советской власти в нем расположили школу-интернат, предварительно полностью изменив планировку комплекса.

Развалины турбинной мельницы на реке Змейка

В конце марта 2014 года историко-культурная ценность была продана минской фирме ООО «Спецактивстрой-инвест» почти за 533 миллиона рублей.

 

 

 

Географические координаты: N 53° 08' 160" E 25° 54' 276"

Фото: Владимира ЗУЕВА, Андрея ПОНОМАРЕВА, Татьяны ГРИНКЕВИЧ