Три стены, три двери и один алтарь…
Современный вид церкви Троицы Живоначальной в деревне Большая Своротва. Фото автора.
В начале августа 2016 года Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь пополнился тремя объектами, расположенными на территории Барановичского района. Это парк пейзажного типа в деревне Вольно, православный крест и католическая часовня на месте битвы повстанцев К.Калиновского под Миловидами и православная церковь в деревне Большая Своротва.
Наша справка:
Деревня Большая Своротва, тогда еще даже не деревня, а двор Своротва, впервые упоминается в 1460 году как собственность рода Хрептовичей. Уже в 1468 году двор передается во владение Олехне Судимонтовичу, наместнику Великого князя Литовского Казимира IV. Упоминается Своротва и в Литовских метриках за 1524 и 1567 гг. Затем двор, а впоследствии деревня меняют еще несколько хозяев и переходят в начале XIX века в собственность Якуба Незабытовского и его жены Франтишки Кунцевич, род которых и владел этими землями вплоть до 1939 года.
Церковь в деревне Большая Своротва, получившая статус объекта историко-культурного наследия республиканского значения, памятник действительно уникальный. И прежде всего в архитектурном плане. Дело в том, что она… треугольная, в ее основе лежит классический равносторонний треугольник. Что за странная форма для православного храма, чем она обусловлена? Прямого ответа на этот вопрос история для нас не оставила. Мы можем рассмотреть лишь несколько версий, которые представляются наиболее вероятными.
План и реконструкция первого варианта Троицкой церкви 1746 года постройки.
Наша справка:
Первая церковь на территории современной Большой Своротвы появилась в 1746 году. Она была построена на средства Николая Овсяного, скарбового писаря ВКЛ. Церковь была деревянной и уже тогда имела треугольную форму.
В 1823 году новыми владельцами этих мест Незабытовскими на том же месте была возведена уже в стиле классицизма церковь из бутового камня и кирпича. Она сохранила свой треугольный план, имела три входа с каждой из сторон и один алтарь, находившийся в центре здания. Изначально церковь была униатской. Затем – православной.
В 1943 году церковь была разрушена (по некоторым сведениям сожжена местными партизанами). Ее восстановление началось в 2006 году, а спустя три года Церковь Троицы Живоначальной в д. Большая Своротва была заново освящена.
Ученики местной школы у стен церкви. 3 мая 1935 года. Фото из семейного архива Ленько О.А.
Версия первая. Архитектурная
Подсказкой нам послужит цитата из исследования старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания РФ Алексея Яковлева. «Сооружения с треугольным или трехосным планом существовали в Европе уже в Средние века, но широкое распространение они получили в эпоху барокко. Треугольные композиции привлекали крупных мастеров и теоретиков архитектуры своей экспериментальной причудливостью, возможностью развивать и усложнять до предела ставшие привычными мотивы, что зачастую и было самоцелью для архитекторов барокко».
Первые храмы такого типа появились сначала в Западной Европе (Франция, Англия, Австрия, Италия, Германия), а затем и в Восточной.
«В Польше, Литве, Белоруссии и Прибалтике … в XVIII в. были распространены треугольные церкви, воспроизводившие образцы немецкого барокко, нередко упрощенные по своей архитектуре».
Таким образом, церковь в Большой Своротве, возможно, является упрощенной копией какого-нибудь западноевропейского храма, перенесенной на наши земли по воле случая или по желанию их владельца.
Развалины Троицкой церкви в д. Большая Своротва.
Версия вторая. Эзотерическая.
Есть предположение, что в основе столь оригинального по своей архитектуре сооружения лежат идеи масонства. Действительно, куда же без масонов! Как известно в символике этого тайного движения треугольник играл и играет существенную роль. Достаточно вспомнить такие символы как угольник, мастерок, всевидящее око, пирамиду…. В их основе отчетливо прослеживается треугольная форма или, как в случае со всевидящим оком, обрамление. Да и название церкви, не надо забывать, содержит понятие Троицы.
Крисс-кросс (перекрещивающийся крест) венчающий шатры церкви первоначально носил название Креста Христа. Фото автора.
У скептиков, разумеется, тут же возникают сомнения. Масоны?.. В какой-то богом забытой Своротве?.. С одной стороны действительно, откуда взяться вольным каменщикам на периферии религиозной, философской и этической мысли Европы. Но с другой стороны, а почему бы и нет. Ведь как-то очутилась на барановичской земле в начале XVII века командория мальтийских рыцарей. Чем масоны хуже?
Восстановительные работы в самом разгаре. Большая Своротва, 2006 год. Фото Елены Юркевич.
Версия третья. Экуменистическая.
Эта версия представляется одной из наиболее вероятных. Экуменизм – религиозное движение, выступающее за объединение всех христианских конфессий. Храм в Большой Соротве, как известно, имел входы со всех трех сторон. Сделано это было, по мнению специалистов, для того, чтобы католики, православные и униаты, заходя в церковь через разные двери, могли молиться у единого алтаря. Идея, к слову, не нова. Известно, что на заре реформации в XVI веке, прежде всего в Германии, а также в других европейских странах были достаточно широко распространены так называемые симультанеумы. Т.е. совместные церкви, службы в которых попеременно проводились представителями различных христианских конфессий. Как правило, католической и различными направлениями протестантских. По аналогии с такими симультанеумами, возможно, и была выстроена церковь в Большой Своротве.
Инициатор и организатор восстановления храма в Большой Своротве священник Георгий Сапун.
Версия четвертая. Конфессиональная.
И эта версия тоже рассматривается специалистами, в числе наиболее вероятных. Как известно, Троицкая церковь изначально была униатской, точнее греко-католической. Это значит, что ее основатели были приверженцами Брестской церковной унии 1596 года. Эта уния стала документом, зафиксировавшим решение некоторых православных иерархов принять католическое вероучение, вследствие чего был осуществлен переход в подчинение папе римскому одновременно с сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
Во времена возведения первой церкви в XVIII веке греко-католическая вера достигла в ВКЛ своего рассвета, и треугольный храм должен был уже своей формой дистанцироваться от храмов традиционной православной и Римско-католической церкви.
Существуют, разумеется, и другие версии. Например, обычная прихоть заказчика или каприз заезжего архитектора. А может на четвертую стену банально не хватало денег или традиционная форма не вписалась, читай, не втиснулась, в некое ограниченное пространство. Кстати, последние версии высказывал в свое время священник Георгий Сапун, являвшийся инициатором и организатором восстановления храма в Большой Своротве.
Наша справка:
В некоторых публикациях, посвященных Троицкой церкви часто встречается следующая ошибка. Утверждается, что данная церковь единственный треугольный храм в мире, в Европе, в Восточной Европе и т.п. Однако, согласно исследованию того же А. Яковлева подобные храмы сохранились не только по всей Европе, но и у наших ближайших соседей: в современной Литве это церковь Распятия Господня (1747) в Паневежисе и церквь Св. Винсента Феррер (1757) в Дегучае, в Польше - церковь Святой Троицы в Новом Краснике (1766–1767). На территории современной Беларуси треугольная деревянная церковь существовала в свое время в деревне Беседы Логойского района.
Еще одна ошибка была обнаружена в энциклопедическом справочнике А.Кулагина «Праваслаўныя храмы на Беларусі». Там Троицкая церковь в Большой Своротве помещена в раздел «Страчаная спадчына». Что, собственно, и не удивительно, ведь справочник был издан в 2001 г.
***
Таким образом, мы вплотную подошли к разгадке тайны одной из уникальнейших церквей на территории современной Беларуси. Но только подошли, а вовсе не разгадали, того, что, скорее всего, навсегда будет спрятано от нашего понимания где-то там, в глубине столетий. А может оно и к лучшему, ведь загадка оставляет интригу на века, в то время как отгадка, снимая покрывало таинственности, становится со временем банальным фактом.
Олег ПОНОМАРЕВ